Британское «Общество поэзии»
Их поэзия. Заметки продюсера поэтического сообщества. Часть 1
Введение
Я Морена, продюсер и одна из основательниц московского Общества живых поэтов. В этой рубрике мы вместе с вами будем изучать опыт зарубежных поэтических сообществ, известных и не очень. Я приглашаю вас в познавательное литературное путешествие по разным странам и континентам.
Эти иностранные сообщества не попадали в фокус внимания русскоязычной части интернета, информацию о них на русском языке найти непросто, так что чтение статей из этой рубрики даёт ачивку "первопроходец".
Мои заметки рождаются из сугубо эгоистического любопытства. Однако я думаю, что взгляд на иностранные поэтические сообщества будет полезен всем, кто так или иначе задействован в сегодняшнем литературном процессе. Предметом моего интереса будут формы организации сообществ и их финансовая состоятельность, так что для организаторов поэтического литпроцесса мои статьи будут чуть полезнее, чем для самих поэтов.
Кроме того, у меня есть слабость к изучению истории организаций. Я объясняю это творческой клептоманией. Мне нравится находить интересные приемы и "красть как художник". И самая лучшая жертва для таких "грабежей" – это история. Обычно она сама с удовольствием приглашает нас в свои владения и предлагает забрать любое имущество, но не все принимают её приглашение. Поэтому в нашей рубрике будут появляться и те сообщества, которые давно распались и были забыты (или не совсем).
Надеюсь, что мои заметки кому-нибудь пригодятся и вдохновят лучше обустроить и обогатить русское поэтическое пространство.
Торжественно открывает нашу рубрику одно из старейших в Великобритании сообществ, которое носит гордое название The Poetry Society («Поэтическое общество» или «Общество поэзии»).
Об истории «Общества поэзии»
Начиная с середины XIX века в Великобритании стали набирать популярность так называемые грошовые чтения (penny readings). На мероприятия приходили труженики рабочего класса, тянущиеся к «благоразумному времяпрепровождению». За вход брали плату в один пенни, поэтому поход на такой вечер мог позволить себе даже самый бедный человек.
За плату в один пенни можно было насладиться живым пением, побывать на лекции, послушать чтение прозы, но в первую очередь люди шли туда ради декламации стихов. Грошовые чтения быстро стали культурным феноменом, распространившись как в городах, так и в сельской местности, о них часто писали в газетах.
Пик популярности грошовых чтений пришелся на 1860-е. К 1900 году движение пришло в упадок, но культура публичного чтения стихов сохранилась и переступила в XX век.
Британское «Общество поэзии» зародилось в 1909 году, когда появилась его организация-предшественник – «Общество поэтических чтений» (The Poetry Recital Society). Эта организация была создана ради «способствования более широкому признанию и повышению ценности Поэзии путем поощрения публичных и частных поэтических чтений и развития искусства чтения стихов». Интересно, что организация пронесла свои идеалы сквозь время, и эти цели до сих пор закреплены на её современном интернет-сайте, но в сокращенной формулировке («более широкое признание и повышение ценности поэзии»).
Участники «Общества» устраивали открытые и частные собрания, на которых декламировали стихи и выступали с небольшими лекциями. В отличии от организаторов грошовых чтений, создатели «Общества поэтических чтений» не позиционировали себя как популяризаторов поэзии для широких масс. Это была достаточно консервативная, интеллигентная организация для представителей высшего общества. Чтобы принимать участие во всех мероприятиях «Общества», нужно было приобрести годовую членскую карту. В 1912 году её стоимость составляла 7 шиллингов 6 пенсов (7s.6d) – это чуть более трёх тысяч рублей в пересчете на современные российские деньги*.
*– здесь и далее – курс на декабрь 2022 года
Чтобы попасть на открытые мероприятия, слушатели могли приобрести пригласительные билеты, заплатив 6 пенсов (около ста рублей). О своём намерении явиться на чтения необходимо было предупредить штаб-квартиру организации, направив туда почтовую открытку.
Гарольд Монро в 1919 году
Чтобы наладить связь между участниками в условиях отсутствия чатов в мессенджерах, «Общество» начало издавать нечто вроде информационной рассылки о прошедших и предстоящих мероприятиях. Газетка получила название «Поэтический вестник» (The Poetical Gazette).

В 1911 году участники «Общества» пригласили на должность редактора «Вестника» прогрессивного английского поэта Гарольда Монро, недавно вернувшегося в страну и полного энтузиазма внести свой вклад в развитие британской поэтической среды.

Пользуясь финансовыми ресурсами организации, он реорганизовал «Вестник» и с января 1912 года перезапустил его под новым названием - «Поэтическое обозрение» (The Poetry Review). Вместе с изменением названия печатного органа сменилось и название всей организации. Гарольд Монро устроил настоящий ребрендинг. «Общество поэтический чтений» получило более общее название и стало просто «Обществом поэзии». Очевидно, у господина Монро был определенный талант к разработке удачных названий, потому что оба названия закрепились и сохраняются до сегодняшнего дня.
С начала Первой мировой войны к концу Второй аудитория журнала выросла в шесть раз
На заре своего создания «Поэтическое обозрение» публиковало литературоведческие статьи, стихи, обзоры на творчество отдельных поэтов, а «Поэтический вестник» с его новостной рассылкой для членов организации занял место одного из разделов журнала.
Под руководством Монро в течение года новый журнал обрел некоторое влияние и помог развитию авангардных направлений. Так, в нём печатались имажисты, которые хотели расшатать каноническую форму и попрать всякую условность. Эзра Паунд печатал в «Поэтическом обозрении» эссе, в которых заявлял своё поэтическое кредо, а Франк Стюарт Флинт писал статьи о французской поэзии, заведя моду на верлибр.
Такое вольнодумие не могло найти сочувствия у неустанно консервативных учредителей «Общества поэзии», поэтому Гарольда Монро постепенно выстеснили с должности редактора, которую он занимал чуть больше года. Монро ушел и создал собственный ежеквартальный журнал «Поэзия и драма», в котором вновь с удовольствием печатал имажистов, а «Поэтическое обозрение» продолжило своё победоносное развитие.
Новым редактором стал поэт Стивен Филлипс, занимавший должность с 1913 по 1915 год. Сменил его один основателей «Общества» Галлоуэй Кайл, который будет редактором с 1916 по 1947 года, проведя журнал через две мировые войны. Кайл называл поэзию «общим наследием и всеобщей радостью», но в то же время хотел спустить её «с небес на землю». Во время войн он обращал особое внимание на творчество военных и печатал «свидетельства очевидцев». С начала Первой мировой войны к концу Второй аудитория журнала выросла в шесть раз (с 1000 человек до 6000). Место Кайла в 1947 году заняла писательница и литературный критик Мюриэл Сара Спарк, но уже в 1949 году её обвинили в поэтическом радикализме и излишней либеральности и сняли с должности. Журнал продолжал оставаться консервативным.
В наше время «Общество поэзии» имеет статус крупнейшей поэтической организации Британии. Его даже называют «институционным сердцем британских стихов»
Членство
«Общество поэзии» – это членская организация. На март 2021 году в ней числилось 5372 члена. Предлагаются три вида членских карт: базовые, полные и золотые. Они действуют год.
Базовая членская карта даёт владельцу регулярные информационные рассылки, получение онлайн-газеты «Новости поэзии», бесплатное участие в некоторых конкурсах «Общества» и множество скидок для участия в конкурсах, мероприятиях, чтениях и других платных активностях.
Полная членская карта даёт всё вышеперечисленное, плюс владелец получает доступ к онлайн-архиву «Поэтического обозрения» и печатные копии свежего журнала.
Золотая членская карта не даёт никаких дополнительных преимуществ, кроме удовлетворения от осознания своего финансового вклада в развитие поэзии.
Стоимость базового и полного членства разнится в зависимости от места жительства: британцам предлагается самая выгодная цена, жители Европы платят чуть больше, для жителей остального мира карта будет самой дорогой. При этом стоимость золотой карты заморожена и не меняется в зависимости от географии.
Сейчас стоимость полного годового членства для британцев составляет 48 фунтов (примерно 3500 рублей).
Также есть отдельные членские карты для несовершеннолетних поэтов, а еще опции для школ, поделенные по уровням образования. В школы отправляют экземпляры «Поэтического обозрения», а еще брендированную канцелярию, плакаты и сборники.
Все карты можно приобрести в качестве подарка для другого человека.

Конкурсы и другие проекты
«Общество поэзии» поддерживает кипение в котелке британской поэзии, проводя огромное количество мероприятий и конкурсов.
Проводится 13 конкурсов. Самые известные – Национальный конкурс и конкурс для юных поэтов Foyle Young Poets.
Джеффри Дирмер, поэт
Существуют и менее известные конкурсы.
Например, «Приз Джеффри Дирмера» вручается за лучшее стихотворение, опубликованное в «Поэтическом обозрении» автором, у которого еще нет сборника. Награду учредили в 1997 году в память о старейшем члене «Общества» поэте Джеффри Дирмере (1893–1996), который дожил до 103 лет. Семейство Дирмера открыло благотворительный фонд, из средств которого финансируется эта награда.
Многообразие коллабораций «Общества» вызывает одобрение и легкую зависть. Это, например, «Стихи в метро», серия плакатов со стихами в лондонской подземке. Или серия мероприятий «Поэзия и психоанализ» совместно с Музеем Фрейда. Также на Трафальгарской площади каждый год зачитывается специально сочиненное стихотворение, посвященное церемонии зажигания новогодних огней на ёлке. Всего на официальном сайте сейчас есть информация о 24 совместных проектах.
Проводятся образовательные мероприятия, в том числе большое количество занятий и мастер-классов для детей.

Какое-то время в центре Лондона в районе Ковент-Гарден работало «Поэтическое кафе» (The Poetry Café), принадлежащее «Обществу». Сейчас оно временно закрыто, потому что ковидные ограничения сильно ударили по финансовой стабильности этого предприятия. Но «Общество» надеется, что кафе еще откроется.
«Поэтическое кафе»
(The Poetry Café)
В кафе было 52 сидячих и 8 стоячих мест, звуковое оборудование, проектор, Wi-Fi. Пространство проектировалось так, чтобы можно было расставить стулья амфитеатром. Меню было вегетарианским. «Общество» проводило здесь свои открытые и закрытые мероприятия, за деньги можно было прийти с мероприятием со стороны. Для членов общества предоставлялись скидки на аренду.

Стансы
Также «Общество поэзии» развивает сеть независимых поэтических кружков, которых они называют «стансами». Стансы в поэзии – это такая жанровая форма, которая характеризуется смысловой независимостью строф друг от друга. Точно так же и кружки, которые называют «стансами», независимы друг от друга и автономны. Хотя они связаны с «Обществом поэзии», они не управляются им.
"Стансу" может по собственному желанию основать обладатель членской карты «Общества». Он обращается в «Общество» с просьбой регистрации группы. После регистрации организация рассылает письма тем членам «Общества», которым было бы интересно стать частью нового кружка. Например, если он создается в небольшом городке, то письма получат все обладатели членских карт из этого городка. Также на официальном сайте «Общества» появится информация о новом кружке и его контактные данные для всех желающих.
При этом у станс есть кодекс правил, при нарушении которых регистрация аннулируется, и вся информация о кружке стирается с сайта «Общества».
На сегодняшний день зарегистрировано более сотни таких кружков как в Британии, так и за рубежом.

Экономика
Благодаря статусу благотворительной организации нам доступны ежегодные отчеты, которые «Общество» подает в Комиссию по делам благотворительных организаций Англии и Уэльса.
Из года в год основную часть дохода «Общества поэзии» составляют средства, полученные от Совета по делам искусств Англии. Это вневедомственное государственное учреждение, которое занимается финансированием проектов в сфере культуры. В 2021 году от Совета было получено более трети доходов организации.
Важную часть доходов составляют средства, поступающие от различных фондов. Также доход «Обществу» приносит оказание различных «поэтических услуг». Около четверти дохода обеспечивают платы за членские карты и публикации.
Расходы распределяются по четырем категориям: «Публикации и членство», «Обучение детей», «Обучение взрослых» и «Другое».
Внутри каждой категории «Общество» распределяет расходы по категориям «Оплата труда», «Дистрибуция», «Печать, дизайн и маркетинг», «Гонорары и выплаты поэтам», «Мероприятия и мастер-классы», «Конкурсы и призы», «Архивизация и хранение», «Прочие офисные расходы», «Вспомогательные расходы».
Официальный сайт «Общества поэзии» устроен таким образом, что под одной архитектурой расположено несколько тематических микросайтов. Например, будущий обладатель членской карты открывает микросайт, на котором можно совершить платеж и заполнить форму члена организации. А желающий принимать участие в конкурсе загружает страницу с заявкой, на которой может внести плату за участие.
Платежи доступны для любителей поэзии по всему миру.
Made on
Tilda